Оперативная информация по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям
Добровольная народная дружина по охране общественного порядка на территории Узнезинского сельского поселения
от 00 00 0000 года
Утверждено Решением сессии
Совета депутатов
Узнезинского сельского поселения
От 08 ноября2011 №27-137
ПОЛОЖЕНИЕ О
ДОБРОВОЛЬНОЙ НАРОДНОЙ ДРУЖИНЕ ПО ОХРАНЕ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В МО "УЗНЕЗИНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ"
Настоящей ПОЛОЖЕНИЕ устанавливает правовые основы и принципы деятельности добровольной народный дружине по охране общественного порядка в Муниципальном образовании "Узнезинское сельское поселение" (далее - добровольная народная дружина), определяет их организационную структуру и систему управления, а также обязанности, права и ответственность народных дружинников, гарантии их правовой и социальной защиты.
1. Общие положения
Добровольные народные дружины являются общественными формированиями, которые создаются в целях оказания населением МО "Узнезинское сельское поселение" содействия органам местного самоуправления и правоохранительным органам в их деятельности по обеспечению общественного порядка. Добровольные народные дружины состоят из жителей МО " Узнезинское сельское поселение ", вступающих в их состав в установленном порядке, и объединяются под руководством уполномоченного органа - участковой уполномоченной службы Чемальской Полиции. В добровольных народных дружинах не допускаются создание и деятельность структур политических партий и движений. Действие настоящего положения не распространяется на правонарушения, возникающие в связи с оперативно-розыскной, частной детективной и охранной деятельностью.
2. Правовая основа и принципы деятельности
добровольных народных дружин
Правовую основу деятельности добровольных народных дружин составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные акты Российской Федерации. Конституция РА, Закон РА "Об участии населения РА в охране общественного порядка", иные нормативные акты РА, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Деятельность добровольных народных дружин основывается на принципах:
- законности;
- добровольности;
- уважения личности;
- соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
3. Основные задачи, формы и методы работы
добровольных народных дружин
1. Основными задачами добровольных народных дружин является:
- оказание органам местного самоуправления и правоохранительным органам содействия в их деятельности по обеспечению безопасности населения и охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, защите прав и свобод человека и гражданина, а также по охране окружающей среды;
- оказание правоохранительным органам содействия в проведении профилактической воспитательной работы с неблагополучными семьями, с лицами, склонными к совершению правонарушений; участие в работе по предупреждению безопасности и правонарушений среди несовершеннолетних;
- оказание правоохранительным органам содействия в распространении правовых знаний; разъяснение норм и правил поведения в общественных местах;
- оказание правоохранительным органам содействия в участии в профилактической работе по обеспечению безопасности дорожного движения транспорта и пешеходов, по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;
- оказание правоохранительным органам содействия в выявлении лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества и (или) вовлекающих несовершеннолетних в противоправную деятельность, а также склоняющих их к употреблению наркотических средств, психотропных веществ или алкоголя;
- оказание правоохранительным органам содействия в выполнении задач при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера;
- участие в проведении мероприятий по охране и защите природных ресурсов, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства;
- участие в обеспечении охраны общественного порядка в местах массового отдыха молодежи, при проведении культурно и спортивно-массовых мероприятий.
2. Формами и методами работы добровольных народных дружин являются:
- оказание сотрудникам правоохранительных органов содействия в патрулировании общественных мест в соответствии с утвержденными планами и графиками совместной работы;
- оказание правоохранительным органам содействия в проведении профилактической работы с лицами, склонными к совершению правонарушений, воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями, бесед с их родителями и близкими;
- оперативное взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам предупреждения, выявления, пресечения правонарушений;
- оказание правоохранительным органам содействия во взаимодействии со средствами массовой информации в целях профилактики правонарушений и воздействия на лиц, их совершающих;
- оказание правоохранительным или иным уполномоченным государственным органам, а также гражданам содействия в приеме сообщений о правонарушениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности; немедленное информирование о них указанных органов и граждан;
- оказание правоохранительным органам содействия в выявлении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений; принятие в пределах своих полномочий мер по устранению указанных обстоятельств, предупреждению и пресечению правонарушений;
- оказание органам территориального общественного самоуправления и органам внутренних дел содействия в проведении совместно с комиссией по делам несовершеннолетних профилактических мероприятий;
- участие в проведении мероприятий по борьбе с правонарушениями в сфере охраны окружающей среды;
- пропаганда правовых знаний среди населения;
- использование иных форм и методов, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
4. Взаимодействие правоохранительных органов
и добровольных народных дружин
При осуществлении добровольными народными дружинами возложенных на них в соответствии с законодательством прав и обязанностей, должен участвовать сотрудник правоохранительных органов.
5. Формирование и прекращение деятельности
добровольной народной дружины
Добровольная народная дружина, созданная на территории муниципального образования " Узнезинское сельское поселение ", создается по месту жительства (работы, учебы) граждан на территории муниципального образования " Узнезинское сельское поселение " по решению органов местного самоуправления, руководителя организации (предприятия, учреждения) или граждан для оказания органам местного самоуправления содействия в охране общественного порядка. Добровольная дружина создается по решению главы муниципального образования " Узнезинское сельское поселение " или руководителя организации (предприятия, учреждения) независимо от форм собственности на основании ходатайства группы граждан и по согласованию с Советом добровольных дружин.
Прекращение деятельности (ликвидация) или реорганизация добровольной народной дружины, созданной на территории муниципального образования " Узнезинское сельское поселение ", осуществляется главой соответствующего муниципального образования.
Прекращение деятельности (ликвидация) или реорганизация добровольной народной дружины, созданной по производственно-территориальному принципу на территории муниципального образования, осуществляется руководителем соответствующей организации (соответствующего предприятия, учреждения).
6. Руководство деятельностью добровольных
народных дружин
Руководство деятельностью добровольных народных дружин и их территориальных подразделений осуществляется уполномоченным органом под руководством Начальника участковых уполномоченных Пункта Полиции №1 с. Чемал.
Структура и состав добровольных народных дружин утверждается Главой МО "Узнезинское сельское поселение".
Оперативное руководство работой народных дружинников осуществляется сотрудником правоохранительных органов и командиром народной дружины.
7. Прием в добровольную народную дружину
и отчисление из ее состава
В добровольную народную дружину принимаются в индивидуальном порядке граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, проживающие на территории муниципального образования, добровольно изъявившие желание участвовать в деятельности добровольной народной дружины, способные по своим моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять обязанности народного дружинника.
Прием в добровольную народную дружину производится командиром добровольной народной дружины по решению общего собрания добровольной народной дружины на основании личного заявления вступающего и рекомендации участкового инспектора полиции по месту проживания кандидата в народные дружинники.
В добровольной дружине не могут состоять граждане:
- имеющие неснятую или непогашенную судимость;
- состоящие на учете в медицинских учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании, токсикомании или алкоголизма;
- признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
- совершившие административные правонарушения, посягающие на общественный порядок или установленный порядок управления.
Гражданин может быть отчислен из добровольной народной дружины по следующим основаниям:
- личное заявление;
- в случае систематического невыполнения обязанностей народного дружинника;
- в случае грубого нарушения законности, дисциплины или необоснованного применения физической силы при исполнении возложенных на него настоящим законом обязанностей.
8. Обязанности народного дружинника
Народный дружинник, принимая участие в обеспечении общественного порядка, обязан:
- соблюдать требования законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод человека и гражданина, проявлять корректность и выдержку в обращении к гражданам, не совершать действий, унижающих честь и достоинство человека и гражданина;
- в случае обращения представителей органа местного самоуправления, сотрудников правоохранительных органов оказывать в пределах предоставленных ему полномочий содействие в выполнении ими функций по охране общественного порядка, предупреждению или пресечению правонарушений;
- принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от правонарушений или несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном или ином опасном для их здоровья и жизни состояния;
- участвовать в обеспечении общественного порядка и оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие по предотвращению и пресечению правонарушений, охране места происшествия и сообщать о выявленных правонарушениях в органы внутренних дел;
- не разглашать оперативную или иную конфиденциальную информацию о деятельности правоохранительных органов, ставшую ему известной в связи с осуществлением деятельности по охране общественного порядка, а также сведения, относящиеся к частной жизни, личной или семейной тайне граждан, если иное не установлено законодательством;
- соблюдать установленные в добровольной народной дружине дисциплину и нормы выходов на дежурства; выполнять распоряжения и указания командира народной дружины, при нахождении на дежурстве - старшего наряда народных дружинников;
- иметь при себе удостоверение народного дружинника и нарукавную повязку народного дружинника; представиться, и предъявить удостоверение народного дружинника при обращении к гражданам или должностным лицам;
- постоянно совершенствовать свои правовые знания, овладевать навыками оказания доврачебной помощи, изучать формы и методы предупреждения и пресечения правонарушений, повышать уровень специальной и физической подготовки.
Народный дружинник, принимая участие в обеспечении общественного порядка совместно с сотрудниками правоохранительных органов, обязан выполнять их законные распоряжения.
9. Исполнение народным дружинником возложенных
на него настоящим законом обязанностей
Народный дружинник исполняет возложенные на него обязанности в свободное от основной работы время в соответствии с настоящим Положением.
10. Права народного дружинника
Народный дружинник при исполнении возложенных на него настоящим законом обязанностей имеет право:
- требовать от граждан соблюдения общественного порядка и прекращения правонарушений либо действий, препятствующих осуществлению полномочий народного дружинника; оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в пресечении преступления или административного правонарушения;
- оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в проверке у граждан документов, удостоверяющих их личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;
- оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в доставлении в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в органы внутренних дел, общественные пункты охраны порядка лиц, совершивших правонарушения. В целях пресечения правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия; при активном неповиновении или сопротивлении правонарушителей применять к ним физическую силу в пределах права на необходимую оборону;
- оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в изъятии орудий совершения правонарушений или иных предметов, осуществляемом в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;
- участвовать по решению уполномоченных органов государственной власти (должностных лиц уполномоченных органов государственной власти) в оцеплении (блокировании) участков местности, осуществлении пропускного режима при действиях по охране общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, при проведении карантинных и массовых мероприятий;
- в случаях, не терпящих отлагательства, безвозмездно пользоваться для связи с органами внутренних дел или штабом народных дружин телефонами, принадлежащими организациям независимо от их форм собственности;
- совместно с сотрудниками органов внутренних дел беспрепятственно входить в клубы, на стадионы, в кинотеатры, другие общественные места для преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено и совершается преступление, произошел несчастный случай.
11. Гарантии правовой защиты народных дружинников
Народный дружинник при исполнении возложенных на него настоящим законом обязанностей находится под защитой государства. Требования народного дружинника о прекращении правонарушений обязательны для исполнения всеми гражданами.
Народный дружинник при исполнении возложенных на него настоящим законом обязанностей руководствуется только законом и не может быть ограничен требованиями уставов и решениями политических партий, общественных объединений и движений.
Никто не вправе вмешиваться в действия народного дружинника, кроме лиц, уполномоченных на это федеральным законом и настоящим Положением. При получении указаний, противоречащих закону, народный дружинник обязан руководствоваться законом и настоящим Положением.
12. Гарантии социальной защиты
народных дружинников
Народным дружинникам по месту их работы предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции вправе устанавливать народным дружинникам дополнительные социальные гарантии, исходя из возможностей соответствующих бюджетов.
13. Необходимая оборона и крайняя необходимость
применительно к деятельности народных дружинников
На деятельность народных дружинников распространяется законодательство Российской Федерации о необходимой обороне и крайней необходимости.
14. Недопустимость посягательства на жизнь,
здоровье, честь и достоинство народного дружинника
Посягательство на жизнь, здоровье, честь и достоинство народного дружинника, находящегося при исполнении возложенных на него настоящим законом обязанностей, влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
15. Показания народного дружинника
В соответствии с законодательством Российской Федерации показания народного дружинника по делу о преступлении или об административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.
16. Меры поощрения и взыскания
Для поощрения народных дружинников органы местного самоуправления, правоохранительные органы, руководители организаций, органы территориального общественного самоуправления, совет добровольных народных дружин в пределах своих полномочий могут применять различные меры морального и материального поощрения. Меры морального и материального поощрения могут применяться к руководителям организаций, оказывающим содействие в деятельности добровольных народных дружин.
За особые услуги в деле охраны общественного порядка, проявленные при этом мужество и героизм, народные дружинники могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации, государственными наградами Республики Алтай.
За противоправные действия (бездействие) народные дружинники несут ответственность, установленную федеральными законами. Вред, причиненный народным дружинником физическим и юридическим лицам, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
При отчислении из состава добровольной народной дружины народный дружинник обязан сдать удостоверение народного дружинника, а также имущество, полученное им в пользование в связи с работой в добровольной народной дружине. Возмещение стоимости утраченного или невозвращенного имущества производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
17. Материально-техническое обеспечение
деятельности добровольных народных дружин
Материально-техническое обеспечение деятельности добровольных народных дружин может осуществляться за счет средств бюджета муниципального образования Узнезинское сельское поселение, собственных средств предприятий, учреждений и организаций, а также за счет других источников.
18. Контроль за деятельностью
добровольных народных дружин
Контроль за деятельностью добровольных народных дружин осуществляют в пределах своих полномочий орган местного самоуправления и правоохранительные органы.
← Вернуться в раздел ГО и ЧС ←